ИД "Алмаз-Медиа"ПРО-ПВО.RUВоенно-промышленный курьер HTTP://WWW.VKO.RU

Новости ПРО-ПВО
Лента новостей противовоздушной, противоракетной и ракетно-космической обороны
ВКО-главная | Форум
СТАТЬЯ
Только в электронной версии

ПОСАДКА НА ГРЕЭМ-БЕЛЛЕ

SOCIAL_BOOKAMRK_LINKS

Владимир ПОТОЦКИЙ

Владимир Васильевич Потоцкий родился в 1937 г. Окончил Харьковское авиационное училище штурманов (1958 г.). Служил в должностях штурмана самолета, штурмана-оператора, штурмана отряда, начальника связи эскадрильи – штурмана корабля, эскадрильи, полка по самолетовождению, старшего штурмана полка, старшего инспектора, штурмана–летчика отдела авиации армии. Освоил 14 типов самолетов, совершил 152 бомбометания, 18 пусков крылатых ракет «воздух-воздух». Награжден орденом «За службу Родине в ВС III степени» и многими медалями. Полковник, штурман-снайпер, заслуженный военный штурман СССР.

Мы, ветераны, чьи молодые годы и здоровье отданы защите Северных рубежей Родины, начинали службу в частях авиации армии с конца 1959 года. Три подготовленных экипажа 663-го авиационного бомбардировочного полка ВВС – Л. П. Плешкунов, В. И. Клюев, В.Н. Деденин, Н.И. Кушев, В.Ф. Литвинчук и я были зачислены в 78-ю отдельную разведывательную авиационную эскадрилью ПВО. Ее задачами были облет, обеспечение и определение радиолокационного поля РЛС РТВ, поля управления КП, ПН ИА и зон поражения ЗРК в боевых порядках 10-й Краснознаменной отдельной армии ПВО.

В период 1960–1980 годов авиационные полки переучивались на самолеты МиГ-25п, Як-28п, Ту-128, МиГ-31п, Су-15тм, Су-27. На базе 518-го авиационного полка проводились государственные испытания авиационного комплекса дальнего перехвата Ту-128 с выполнением боевых стрельб на полигонах УЦБП Астрахань, Красноводск.

Совместно с отделом авиации армии – генералами Б.И. Поповым, В.Г. Царьковым, Л.Ф. Боковым, полковниками И.Ф. Долговым, А.А. Горбуновым, А.Н. Наумовым, Б.В. Маслаевым, Б.А. Самойловым в полках разрабатывались новые тактические приемы боевых действий дальних перехватчиков во взаимодействии с самолетом радиолокационного дозора Ту-126, что обеспечивало перехват стратегической авиации противника в акватории Баренцева моря до рубежа пуска крылатых ракет по центральным регионам России.

Для прикрытия районов Мурманска, Архангельска, Котласа и Воркуты от ударов крылатых ракет стратегической авиации противника отрабатывался вариант ввода в бой передового авиационного эшелона дальних перехватчиков с передовых аэродромов армии – Амдермы, о. Новая Земля и ледового аэродрома Греэм-Белл.

В марте 1988 года эскадрилья МиГ-31п 518-го иап выполнила перелет и посадку на ледовый аэродром Греэм-Белл архипелага Земля Франца-Иосифа. Командиром группы на МиГ-31п был генерал-майор авиации В.Ф. Боков, штурманом – автор этих строк. Подготовку самолетов к вылету с ледового аэродрома выполняли A.M. Сенин, А.Д. Федоров из состава передовой команды, перелетевшей на Ан-8, командиром данного экипажа был Л.П. Плешкунов, штурманом – Ю.Н. Галкин.

Это только одно из наших многочисленных славных дел.

1959 год для меня был годом становления как офицера и как штурмана самолета Ил-28, фронтового бомбардировщика. 663 БАП (гвардейский авиационный бомбардировочный полк, 22 ВА) базировался на аэродроме Летнеозерск. Полк первой линии, четыре летных смены в шестидневку. Полеты строем, звеньями в составе эскадрильи, полка. Бомбометание и стрельба по наземным целям осуществлялись днем и ночью на разных высотах. Взлеты с максимальной нагрузкой, болванка в три тонны, «атомная бомба». Особенно запомнились вылеты полка по учебно-боевой тревоге. Растаривание и подвеска авиационных бомб. Предполетные указания на стоянке самолетов, вручение пакетов с полетным заданием, которые вскрывались после взлета. В пакетах – полетная карта с расчетными данными на маршрут полета и указанием цели для бомбометания: основная цель Оулу, запасная Рованиеми. Летим в полном радиомолчании к западной границе и чем ближе, тем тревожнее. Лишь после пролета Петрозаводского меридиана наступает команда: «Первой авиационной эскадрильи посадка на аэродроме Нурмалицы, второй в Гирвасе, третьей в Подужемье». Значит еще мир на земле, тревога учебная, но с боевыми бомбами. Со слезами на глазах прощались со знаменем полка и самолетами, которые тракторами сгребали в кучу как металлолом. Служба в авиационных полках ВВС закончилась. Часть личного состава была зачислена в новый вид ВС – РВСН, а мое авиационное звено – в состав 78 отдельной разведывательной эскадрильи, непосредственного подчинения штабу 10-й отдельной армии ПВО.

Началась работа по облету и определению зон видимости радиолокационного поля и поля наведения разворачиваемых РЛС и зон поражения ЗРК. Требовалась особая точность самолетовождения: рядом граница и акватория Баренцева моря. Выполняя полетное задание по облету РЛС в районе полуострова Рыбачий, слышим радиообмен между истребителем капитана Полякова, поднятого с дежурного звена на перехват нарушителя воздушного пространства вблизи границы СССР. Летчик на МиГ-19 предупреждает экипаж RB-47 о приближении к границе маневром, сигнальными ракетами, командами на аварийной частоте. Однако RB-47, не меняя курса, нарушает границу. Поляков идет на сближение, атакует нарушителя и докладывает штурману наведения: «До цели 2 км, ...1000 м, ...в зоне поражения, ...веду огонь, ...горит...». «Кто горит?», – с тревогой запрашивает штурман наведения. «Да нарушитель горит и падает», – докладывает Поляков уже спокойным голосом. Первым с победой поздравили Полякова наши экипажи: Л.П. Плешкунова и В.И. Клюева, вместе произвели посадку на аэродроме Килп-Явр.

Впервые в истребительной авиации ПВО на авиационном комплексе дальнего перехватчика (АКДП) Ту-128 в состав экипажа входили командир корабля и штурман корабля. Вот наша первая эскадрилья: летчики Коротеев, Волков, Тюрменко, Шеин, Голанов, Границкий, Трухин, Фролов, Кравченко и штурманы Кушев, Литвенчук, Шевелев, Можар, Паршин, Короев, Чепелюгин, Исаев и автор этих строк. Вместе мы переучивались на этот секретнейший АКДП в Савостлейке в эскадрилье полковника П.Г. Комягина. Наши летчики ранее летали на истребителях МиГ-17 и все возмущались, зачем нам на борту корабля штурман, этот «мешок с подарками». Но когда приступили к полетам и проведению государственных испытаний АКДП Ту-128 в северных условиях на аэродромах Талаги, Амдерма, Новая Земля, вместе с полетами в акватории Баренцева и Карского морей с выходом из радиолокационного поля КП и ПН, они сразу почувствовали необходимость штурмана на борту, который постоянно знает, где летим, когда выходим на рубеж перехвата, какая путевая скорость и угол сноса, какой запас топлива и время выхода на аэродром посадки. Кроме того, штурман обнаруживает воздушные цели, выполняет захват, подсказывает маневр по выбору ошибок при выполнении атаки и пуска ракет. После такого взаимодействия в экипаже летчики оценили штурманскую службу. Они поняли, что штурман мыслит графически, своевременно выполняет навигационные расчеты на земле и в воздухе и принимает живую подсказку в полете по маршруту и при заходе на посадку.

Этой штурманской подготовке, уверенности и слетанности я научился у наставников – штурманов Ю.А. Калеватова и Ю.Т. Дресвлянникова, летая на самолетах Ан-2, Ли-2, Ил-14 и вертолетах в качестве штурмана самолета, а полеты выполнял по воздушным трассам СССР и местным воздушным линиям. Задача штурмана – несмотря на любую розу ветров, провести самолет по заданному маршруту и выйти на аэродром в заданное время. Взаимодействие и слаженность в экипаже – это успех выполнения полетного задания и благополучной посадки.

Конечно, были волнения, риск и потери друзей. Вспоминаю ночной полет с командиром корабля Н.И. Скоком (в то время заместитель командира 518 авиационного полка). Выполняли полет в район острова Колгуев, мыса Канин Нос. По данным офицера боевого управления с ПН Шойна, перехватили учебную цель. Пролетав около двух часов, вышли на рубеж снижения для захода на посадку. На снижении, после выпуска шасси, отсутствует сигнализация о выходе и постановке на замок правой стойки шасси. Доложили руководителю полетов, пробуем аварийный выпуск, выполняем маневры, создавая перегрузки, используем ручной метод выпуска шасси из моей кабины – никаких результатов.

Проходим над стартом на высоте 100 метров в лучах прожектора, РП (руководитель полетов) информирует «вроде висит», Топливо на исходе, РП подсказывает идти в зону для катапультирования. На фюзеляж нельзя садиться, так как там топливные баки. Ночь. Зима. Заснеженная тайга. Мороз. Решаем с Николаем Ивановичем садиться на родной аэродром, но быть готовыми к катапультированию, если начнется крен в правую сторону и поведет с ВПП. Аккуратно и нежно командир посадил самолет, и он устойчиво побежал по полосе. Риск оправдан. Сберегли дорогостоящую технику. Позже выяснили причину, которая была учтена и доработана в авиационных частях на этих самолетах.

Были и неоправданные риски. Самолет Ту-128 был тяжеловат в управлении при заходе на посадку, особенно с боковым ветром к ВПП. Экипаж добивался, чтобы с удаления 20 км до полосы самолет уже шел по курсу и глиссаде снижения; если это не выдержать, а продолжать доворотами (змейкой) удерживать самолет по курсу после прохода ДПРМ – надо уходить на второй заход, а кто пытался садиться, оказывался за ВПП или в кустах сбоку ВПП с разбитой машиной в лучшем случае (это случилось с экипажами Волкова, Крупина и Фролова). Были и трагические случаи. Не забыть, как на Ту-128 с шуточным названием «Пеликан» (экипаж Сафонова, Комягина и Пилипенко) сработала сигнализация «пожар на двигателе». Как показала практика дальнейшей эксплуатации, это был частый дефект, но летчики запаниковали и допустили спешку в очередности катапультирования, в результате чего погиб штурман Пилипенко. После взлета экипаж Сергунина и Сидорова на выравнивании доворачивал «змейкой» и сел на ВПП под углом. Перед столкновением с запасным СКП штурман катапультировался, а летчик погиб.

Увереннее и с меньшими потерями мы осваивали перехватчик третьего поколения МиГ-31. Штурманская кабина пополнилась пилотажно-навигационными приборами, органами управления и контроля за самолетом и двигателями, а для обзора передней полусферы на самолете выпускался перископ. Это значительно повысило контроль и безопасность полета на этапах снижения и захода на посадку. Перехватчик МиГ-31 использовался как спарка (учебный самолет) для проверки техники пилотирования летчиков, а штурман стал называться штурман-летчик.

В должности старшего инспектора штурмана-летчика авиации 10-й отдельной армии ПВО я курировал штурманскую подготовку летного состава в десяти авиационных полках и двух отдельных эскадрильях. Наша штурманская служба авиации армии (полковники Н.Ф. Федоров, А.Н. Науменко, В.В. Маслаев, Т.И. Шарафутдинов, В.Н. Красиков) проводила специальную подготовку офицеров боевого управления КП авиационных полков и 46 пунктов наведения ИА, а так же самолетов радиолокационного дозора Ту-126 и А-50. Для отработки методики наведения ИА на воздушные цели с борта самолета РЛД мы переучивались на эти типы самолетов и выполняли полеты в зонах дежурства в воздухе над акваториями Баренцева моря или Северного Ледовитого океана. Выполняли с офицерами боевого управления наведение на воздушные цели дальних перехватчиков Ту-128, МиГ-31 и Су-27, как бы готовя группу управления воздушным боем передового авиационного эшелона на северном направлении.

С хорошей штурманской подготовкой летного состава, расчетов КП и ПН и четким руководством начальников авиации армии генералов В.Г. Царькова, Б.И. Попова, В.Ф. Бокова успешно выполнялся перелет и боевые стрельбы полками на полигонах: Красноводск, Астрахань (Приволжский) и Балхаш.

Мы выполняли требования приказов и наставлений по организации и выполнению полетов и чувствовали целенаправленную работу в частях авиации ПВО, направленную на повышение боевой готовности и безопасности полетов, которую проводили командующий авиацией ПВО генерал-полковник авиации Москвителев и главный штурман авиации ПВО генерал-майор авиации Пилюгин, а позже Маслаев.

Завершил я штурманскую работу в боевых порядках армии уже полковником запаса на КП армии в отделении перелетов. Совместно с оперативными дежурными Б.А. Самойловым и В.Т. Ганзя составлял суточный план полетов и перелетов авиации, а также контролировал и согласовывал его выполнение до начала реформ в Вооруженных Силах и расформирования Краснознаменной 10-й отдельной армии ПВО.

А сегодня многие защитники Отечества, служившие в 10-й Краснознаменной отдельной армии ПВО, вошли в «Союз ветеранов ПВО» архангельского региона и проводят военно-патриотическую работу среди молодежи, подтверждая, что:

Боевое Знамя армии не запятнано!

Славу, Доблесть и Честь мы не уронили!

По материалам книги
"НА СТРАЖЕ СЕВЕРНОГО НЕБА"
Москва
2005 г.
SEEALSO_LINKS
СТАТИСТИКА
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

СТРАТЕГИЯ
ПОСЛЕ ЮГОСЛАВИИ И ИРАКА

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
ТАК И НЕ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА

ОРУЖИЕ
ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЕЙ КООРДИНАТЫ



НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ''ОБОРОННОМ ПЛАНИРОВАНИИ'' США

ВКО-КАРТА
АРХИПЕЛАГ СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ - МУЗЕЙ РТВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

УРОКИ
ОДНОЙ ХРАБРОСТЬЮ ПОБЕДЫ НЕ ДОБЬЕШЬСЯ

АСПЕКТ
БИТВА ЗА ЭФИР - УСПЕХ ВОЗМОЖЕН

ВОЙНЫ И КОНФЛИКТЫ
МАНЕВР КАК СПОСОБ ВЫЖИТЬ



В НЕБЕ АФГАНИСТАНА - Ми-24

ГАЛЕРЕЯ
ЮБИЛЕЙ ОС ПВО СНГ

ДОКУМЕНТЫ
В БОРЬБЕ ЗА ВИД ВС



ОБРАЩЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА И ЕГО РЕЗУЛЬТАТ



МАК ''ВЫМПЕЛ''



КОМАНДОВАНИЕ ВОЙСК ПВО



КОМАНДОВАНИЕ МО ПВО



САМОЛЕТ ГОРБАЧЕВА



СКШУ ''ЗАПАД-99'' СТЕНОГРАММА



КОМАНДОВАНИЕ 10-й ОА ПВО



КОМАНДОВАНИЕ 4-й ОА ПВО

ОПЕРАЦИИ
ОПЕРАЦИЯ ''AРК ЛАЙТ''



ОПЕРАЦИЯ ''РОЛЛИНГ ТАНДЕР''



БОМБАРДИРОВКИ КАМБОДЖИ

ОРУЖИЕ
ОРБИТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ВС США



ВООРУЖЕНИЕ РКО



ВООРУЖЕНИЕ РВСН



МИШЕНИ



КОМПЛЕКС ПКО



СРЕДСТВА ВЫВОДА КА НА ОРБИТУ



РАДИОЛОКАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ



АСУ

ОПЫТ БОЕВОГО ПРИМЕНЕНИЯ
МиГи В БОЯХ



ГОТОВЫ К БОЮ



ЖАРКОЕ НЕБО ЕГИПТА



В ДЖУНГЛЯХ ВЬЕТНАМА



ВМЕСТЕ С ЗРВ ВНА



ТРИУМФ С-200



ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ



ОХОТА ЗА БОИНГОМ

КОНЦЕПЦИИ, АНАЛИТИКА, ПОЛЕМИКА
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВКО

ПРЕДПРИЯТИЯ ОПК
СПИСОК ПРЕДПРИЯТИЙ №1



СПИСОК ПРЕДПРИЯТИЙ №2

ТАК НАЧИНАЛАСЬ НАША ПРО
ОСОБЕННОСТИ НЕЯДЕРНОГО ПЕРЕХВАТА



В ОСНОВЕ - ЗАВОД



ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА И СУПЕРЭВМ



РАДИОЛОКАЦИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ



РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ



ПРО И ПОЭЗИЯ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РКО
СОЗДАНИЕ СПРН И СККП



ЭТАПЫ ПУТИ



ИСТОРИЯ ЦНПО ''ВЫМПЕЛ''



РАЗМЫШЛЕНИЯ О БЫЛОМ



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ РКО



СОЗДАНИЕ СПРН



СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА



РАКЕТЫ ДЛЯ ПРО



ЗАСЕКРЕЧЕННЫЕ ВОЙСКА



ПЕРВАЯ ДИВИЗИЯ И АРМИЯ ПРН



СЛУЖБА В ВОЙСКАХ РКО

РКО: РАБОТЫ ДЛЯ БУДУЩЕГО
ОТ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ К ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЕ



ПРОТИВОРАКЕТНАЯ ОБОРОНА ОТ УДАРОВ НЕСТРАТЕГИЧЕСКИХ БР



СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ



ИСПЫТАТЕЛЬНО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ ЦЕНТР РКО

КАДРЫ
МАРШАЛ АВИАЦИИ ПОКРЫШКИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ



МАРШАЛ БАТИЦКИЙ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ



МАРШАЛ БИРЮЗОВ СЕРГЕЙ СЕМЕНОВИЧ



МАРШАЛ АВИАЦИИ СУДЕЦ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ



МАРШАЛ ВОРОНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ



МАРШАЛ ГОВОРОВ ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ



ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК ХЮПЕНЕН АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ



ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК ВОТИНЦЕВ ЮРИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ



ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК ЛАВРИНЕНКОВ ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ



ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ БОНДАРЕНКО ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ



ПОРТРЕТЫ ДВУХ ГЛАВКОМОВ

КНИГИ
ЗАРЯ ПОБЕДЫ НАШЕЙ



ГОДЫ РАБОТЫ НАД СИСТЕМОЙ ПВО МОСКВЫ - 1950-1955. (Записки инженера)



БИТВА ЗА ПВО



ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РОССИЙСКИХ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ



НА СЛУЖБЕ НЕПОВТОРИМОЙ ОТЧИЗНЕ



ОСНОВА ВКО



ВЬЕТНАМ. ДЕКАБРЬ 1972 г.

ПАМЯТЬ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ЗАКАЗЧИК ВООРУЖЕНИЯ



ЗРК С-200



ВОЙСКА ПВО СТРАНЫ: ВСПОМИНАЮТ ВЕТЕРАНЫ



НА СТРАЖЕ СЕВЕРНОГО НЕБА



ВЕТЕРАНЫ МО ПВО ВСПОМИНАЮТ



4-й ОА ПВО - 65 ЛЕТ

ФОТОСЕССИИ, ЗАРИСОВКИ, ГАЛЕРЕИ
АШУЛУК-2004. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОР



НОВАЯ ЗЕМЛЯ, БЕЛУШЬЯ ГУБА, 4-я ДИВИЗИЯ ПВО



НОВАЯ ЗЕМЛЯ. 406-й ЗРП



ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ НА КП 11-й ОА ПВО



К 60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ПИСЬМА В ВКО

РЕДАКЦИЯ ВКО
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР



ВЕРСТКА



ИЛЛЮСТРАЦИИ



ИНТЕРНЕТ-ВЕРСИЯ

Примечание
В номере использованы иллюстрации с интернет-ресурсов Вооруженных Сил США и NASA ( www.af.mil, www.news.navy.mil, www.defenselink.mil, www.nasa.gov )

Реклама
SAPE_ALLLINKS XAP_LINKS